МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в летний период»

             Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых, ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.

             Основные требования к проведению прогулок определены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26). В нем указаны основные требования к устройству и содержанию прогулочного участка,  а также к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.

 В соответствии с СанПиН  рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой, рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа.

          В летний период прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и осадков месте. В этом случае с детьми проводят беседы, читают им сказки, организуют спокойные игры, для которых не требуется большого пространства. Иногда при плохой погоде длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует.

         В жаркие дни лучше всего организовывать деятельность детей в полосе светотени. Тогда воздействие солнечных лучей будет равномерным, что в оптимальных пределах необходимо для закаливания, улучшения обменных процессов в организме, хорошего физического развития. Пребывание детей под прямыми солнечными лучами строго ограничивается с учетом их индивидуальной чувствительности к солнцу, особенностей состояния здоровья.

           Перед выходом на прогулочный участок детям дается подробная установка на предстоящую деятельность, группа должна быть приведена в порядок, также стоит обратить внимание детей на их внешний вид.

           Воспитатель должен тщательно планировать  содержание каждой прогулки (в соответствии с комплексно-тематическим планированием на летний период), делая ее целенаправленной. Правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, дидактических игр, наблюдений, труда, индивидуальной работы,  самостоятельной деятельности и др., а эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя. Эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.
              Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности людей. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с ними на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с подгруппой за каким-либо событием или явлением, которое заметили они сами. Главное сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.

           Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке – это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить, помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться. Таким образом, основной метод обучения – это наблюдения. Что же такое наблюдение?...

Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Цель воспитателя – пробудить интерес, познавательную активность детей, развить наблюдательность, желание и умение смотреть на мир.

Наблюдения условно можно разбить на несколько видов, это:
• Наблюдения за живой природой (представители флоры и фауны – это растения, животные, птицы, насекомые).
• Наблюдения за неживой природой (сезонные и погодные явления, знакомство со свойствами воды, песка, глины, природный материал – камни, ракушки и т.д.).
• Наблюдения за трудом взрослых (дворник, милиционер, водитель, строитель).
• Наблюдения за жизнью улицы (общественный, личный транспорт, грузовые, легковые, специальные автомобили). Целевые прогулки  (к перекрестку, по улицам поселка, к определенному объекту – школа, магазин, почта, библиотека и т.д.).

Наблюдения должны быть нерастянутыми по времени (не более 7-10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при их виде. Во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства. Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям происходят за счет того, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за живой и неживой природой перемежаются знакомством с общественной жизнью и трудом взрослых. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

               Вторым структурным компонентом прогулки являются дидактические задания и упражнения. Они являются приемом стимуляции детской активности. Они непродолжительны, занимают по времени не более 3-4 минут. Проводятся несколько раз в течение одной прогулки,  могут решать одновременно несколько задач: закрепление цвета, формы, величины предметов, выполняться с использованием разных форм детской активности, например, с помощью активных движений, когда детям предлагаются задания: «Покажи дерево. Найди такое же» или «Раз, два, три! К березе беги». И тут же ставится другая более сложная задача: « А как ты узнал, что это береза?».

             Третьим структурным компонентом прогулки  является выполнение детьми посильных трудовых действий. В процессе их выполнения важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и проявлять самостоятельность, инициативу.

Начиная работу по приобщению детей к посильным трудовым действиям, следует помнить, что это трудоемкая и кропотливая работа, требующая много терпения, внимания, творчества самого педагога. Несмотря на то, что выполнение трудового задания по времени занимает от 10 до 20 минут, детям интересно быть рядом с взрослым, чувствовать себя соучастником коллективного дела. Существенным признаком того, что детям нравится действовать вместе с взрослыми, а так же нравится процесс, где можно приложить и собственные знания, и собственные умения, является их положительный эмоциональный настрой на всем протяжении выполнения поручения, устойчивый интерес не только к тому, что делает и говорит педагог, но и собственным практическим действиям, к действиям сверстников, а так же к достигнутым результатам. Гордость за достигнутый результат повышает самооценку каждого малыша.

Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки.

Детей старшего дошкольного возраста следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую.

Труд детей на прогулке организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный. Также во время прогулки возможна организация элементарных опытов (например, опыты с песком и глиной и т.п.).

               Важным  компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения,  которые  проводятся ежедневно с целью тренировки и закрепления двигательных навыков. На прогулке обязательно проводятся  две подвижных игры (в утренний и вечерний отрезок времени). С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Навыки и привычки выполнения разнообразных движений формируются у детей при условии многократных повторений. Поэтому эти упражнения естественным образом вплетаются в канву самостоятельной деятельности детей, в течение прогулки повторяются несколько раз в зависимости от обстоятельств, настроя детей.

Задача взрослого – предлагать игровые упражнения на выполнение основных движений: ходьба и бег; подскоки и прыжки; ползание и лазание; упражнения с мячами и обручами. Помимо игровых упражнений на прогулке ежедневно проводятся и подвижные игры, продолжительностью от 6 до 10 минут. При планировании подвижной игры учитывается предыдущая деятельность детей. Если утром проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничиться лишь игровыми упражнениями. Во время прогулок, могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами (кольцеброс, кегли и др.), а  в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол.

              Во время прогулок воспитатель обязательно проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через бревно, сбегание с пригорков.

     Для полноценной деятельности детей на участке нужно хорошо оборудовать групповую площадку, обеспечить их всеми пособиями и инвентарем, необходимым для развития движений детей разного возраста.

     Чтобы активизировать двигательную активность дошкольников, на участок выносят крупногабаритные игрушки, машины, разнообразные пособия: обручи, мячи, скакалки, принадлежности для игры в бадминтон и т.д.

             Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

             Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве.  Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей. Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей:  вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.

             Таким образом, прогулка будет интересна ребенку в том случае, если он занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. А кроме развивающего и воспитательного значения, правильно организованная и интересная прогулка вносит неоценимый вклад и в здоровье наших воспитанников.

 

                                                  Подготовила: С.В. Урывская,  методист