МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

Консультация для воспитателей «Игры детей с песком»

В летний период необходимо продолжать работу с детьми по формированию конструктивных способностей, основное внимание уделить организации самой характерной детской деятельности в летний период – строительству из песка. В процессе данной работы у детей развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, воображение, эстетический вкус. Дошкольники учатся умению действовать сообща, у них формируются навыки самостоятельной деятельности, гуманные чувства и положительные взаимоотношения друг с другом. И наконец, здесь большие возможности в формировании у дошкольников стремления к самовыражению, взаимообучению и самоуправлению, а это в свою очередь способствует активизации детской социальной целенаправленной деятельности.

 Самым главным условием для организации данной работы является подготовка песка. Он должен быть чистым (при необходимости просеянным) и влажным. Для детей младших групп нецелесообразно отводить для данной работы большие площади, поскольку малыши ещё не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием, действия их носят чаще процессуальный характер, постройки ещё несовершенны и просты. Поэтому удобными считаются небольшие переносные песочницы на ножках (1м 20см на 1м 20см, высота 50 – 60см). Желательно, чтобы на участке были две-три такие песочницы. Песок периодически промывается из шланга (вода при этом свободно стекает).

 Для детей средней группы также используются подобные песочницы.

Для детей старшего дошкольного возраста необходимо большое количество песка, значительные площади для организации строительной деятельности (3 на 4м). Ведь дети создают уже крупные, коллективные постройки, объединяются в большие группы, развёртывают интересные сюжеты игр. Постройки носят содержательный, творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Необходимо приучать детей бережному отношению к материалу, не разносить песок по участку. В том случае, если в песочнице не остаётся постройка, напоминайте детям, что, уходя с участка, надо сгребать песок горкой.

Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предлагать пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеёнки, цветной плёнки, фанерные пластины для изготовления на них куличиков.

Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).

Для организации конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, отвечающие детским представлениям, увеличьте количество дополнительного материала и разнообразьте его. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера для формовки и др. Детям уже можно предлагать для строительства ёмкости, которые они наполняют водой, и организовывать игры с водой в песке. Можно использовать полиэтиленовую плёнку, которой ребята выстилают дно сооружений, создавая бассейны, пруды, озера, реки, и разыгрывают сюжеты игр.

Чтобы дать детской деятельности правильное направление, педагоги обогащают их опыт различными знаниями, впечатлениями, умениями. Для этого используются известные методы (наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций и др.), что даёт возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогатить их представления о разных видах транспорта, о людях разных профессий и т.д.

Организуя работу, педагогам необходимо самим включаются в строительство, объяснять, показывать приёмы работы с материалом, помогать детям развивать сюжеты игр. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок для обыгрывания построек.

Для организации данной работы нужно подбирать такие приёмы, которые способствуют развитию у детей изобретательности, стремления к творческому поиску. Например, «Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в домике?», - спрашивают малыша. «Догадайтесь, как из горки сделать мост?» - вопрос к детям средней группы. «Придумайте, как с помощью шланга провести водопровод, чтобы налить воды в этот бассейн. Что нужно сделать, чтоб укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни) – вопросы к ребятам старшего дошкольного возраста.

В процессе строительства воспитатель обращает внимание на формирование у детей навыков общения. В группах младшего дошкольного возраста детей продолжают учить действиям с песком, умению выражать свои мысли и желания, что способствует развитию навыков общения: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помощь!» Воспитатели стимулируют желание малыша участвовать в совместных играх, дают возможность ощущать радость от совместных действий (например, ходят друг к другу в гости с куклами, угощают их «пряниками», «пирожными» из песка»).

Педагоги развивают навыки взаимопомощи и взаимообучения: «Научи Наташу строить дорогу!» Формируют устойчивые мотивы к активной совместной деятельности (например, в сюжетно-ролевой игре «Кондитерский магазин»).

В работе с детьми среднего дошкольного возраста основной задачей является формирование у детей определенной самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 детей).Детей учат ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели. Поощряют высказывать своё мнение, выслушивать других. Не конфликтовать, подчинять свои желания желаниям товарищей, с которыми строишь. Основными методами и приёмами при этом являются совместное обсуждение конфликтных ситуаций, включение педагога в деятельность детей, пример его общения с детьми. Воспитатели постоянно поощряют коллективное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сделать пруд, посадить парк». Такие предложения служат для детей программой созидания, учат бережно относиться к результатам общего труда.

В группах старшего дошкольного возраста у детей должны быть сформированы навыки совместного строительства. Чтобы дошкольники объединились в большие подгруппы, постройки имели интересное содержание и многообразие в соответствии с их умениями и представлениями, необходимо совместное обсуждение работы, поэтому воспитатели побуждают, направляют детей сначала к обговариванию деятельности, затем к её планированию.

Не следует допускать, чтобы дети бесцельно копались в песке, скучая при этом, тогда от скуки могут появиться игры с отрицательным содержанием (кидаться друг в друга песком, валяться, закапываться и др.) Нужно организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.

Тематика построек из песка перекликается с тематикой недели. В группах младшего возраста воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, наполнять песком в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другое угощение для кукол.

Можно научить малышей строить будку для игрушечной собачки. Воспитатель сгребает песок в кучку, уплотняет её и делает в ней углубление совком у основания, предлагает малышу поместить в неё собачку. Научить проводить в песке дорожку, продвигая по нему дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая её к песку. После этого вместе с детьми делает на дорожке кочки (кучки) и ямки, и постройка обыгрывается, например, с использованием народной потешки «По кочкам, по кочкам…»

Малышей продолжают учить приёму формовки. Воспитатель показывает, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать её, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Таким образом, формируются торты, башни, домики. Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки на ней прокладываются спуски у горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно научить малышей строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом накладывается пластина). Можно научить строить заборчики, сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе.

В средней группе педагоги закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить детей строить высокую башню их трёх форм разного объема. Ребят продолжают самостоятельно учить строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, загоны и др. Используя кубические формы, дети строят дома, украшая их разноцветными окнами. Особенно ребята любят рыть в песочных кучах тоннели с двух сторон, пока не соединяются внутри кучи руки. Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными дополнительными материалами.

Детей старшей группы учат сооружать из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатели объясняют, как вырезать с помощью лопаток или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т.д. У детей при этом развивается умение организовать пространство, предвидеть размер и форму будущего сооружения.

Для формовки приспосабливаются самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх).

Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, озёра. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями. В процессе строительства ребята сочетают различные способы работы с песком. Педагоги побуждают ребят строить по разным темам (порт, детский сад, микрорайон и др.), по знакомым сказкам (например, «Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Снежная королева» и др.) и разыгрывать сказочные сюжеты.

В подготовительной к школе группе у детей закрепляют приобретенные навыки. Можно научить ребят новому приёму работы с песком. Песок насыпается в ведро, смешивается с водой, затем детям предлагается набирать получившуюся, как любят говорить дети, «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложиться узорами, благодаря этому приему можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

Осуществляя обучение детей, педагоги все больше должны опираться на их опыт, знания, умения, стремиться развивать у детей сообразительность, смекалку, творчество. Таким образом, действуя, экспериментируя с песком и водой, дошкольники чувственным путём познают их качества, а воспитатели расширяют понятия детей, их опыт, формируют умения, воспитывают.

 

                    Подготовила: заместитель заведующего Е.Н.Палаткина  (по материалам сайта www.razumniki.ru)