МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

Игры с прищепками

 «Руки дают человеку голову,  затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И.П.Павлов

 

                 Вопрос развития мелкой моторики рук  у детей со сложным дефектом довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.  Актуальность работы по развитию мелкой моторики у  «особых» детей обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями этих детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

               Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

               Мелкую моторику рук развивают  различные игры с пальчиками, в которых необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности. Мы  в своей работе используем  самый обычный предмет домашнего обихода, который можно легко превратить в замечательную развивающую игрушку,- обычные пластмассовые прищепки.

               Игры с прищепками прекрасно тренируют мелкую моторику, развивают тактильные ощущения, цветовое восприятие, фантазию и творческие способности.  Для игр с прищепками потребуются удобные пластмассовые прищепки разных цветов, желательно с металлической пружинкой. Полностью пластмассовые прищепки очень тугие.

               Покажите ребенку, как прищепка цепляется к любому плоскому предмету (прищепка берется тремя пальцами). Когда малыш научится хорошо цеплять прищепки самостоятельно, покажите ему заранее сделанные заготовки, вырезанные из картона: круги, прямоугольники и квадраты разных цветов, елочку, ежика, рыбку. Цепляя разноцветные прищепки к заготовкам, можно создать немало интересных образов: цветы (василек, подсолнух, мак, семицветик), солнышко. Ежику и елочке нужно прицепить иголки, солнышку  - лучики, рыбке  - плавники и хвост.

               А может, быть дети сами придумают  что-то совсем неожиданное? Полезно прищепки подбирать по цвету к подходящей основе. Замечательно, если найдутся прищепки одного цвета, но разных оттенков.   Устройте с детьми соревнование, кто больше прицепит прищепок на заготовку за определенное время. А можно просто цеплять их на одежду, украшая ее, или превратиться, например, в ежика с колючками – прищепками.

              По этому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка,  кактус, расческу и многое другое. И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик... Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.  Цепляя прищепки, друг за друга, можно создать различные конструкции. Внимание! Следите за тем, чтобы малыш случайно не прищемил себе пальчик.

             А как вы играете с прищепками?  Поделитесь своими идеями на страницах нашего  сайта!  Всего Вам самого развивающего!

        

Воспитатель группы «особый» ребенок    И.В. Немкова.